13/01/2018. Эти записи появились в моём журналистском блокноте ровно двадцать лет назад – в преддверии юбилейных дат наших выдающихся земляков, спартаковцев по духу, заслуженных тренеров РСФСР и СССР, прославивших невский баскетбол и волейбол на всесоюзной и международной аренах. Владимир Петрович Кондрашин 14 января 1999-го готовился отметить своё 70-летие, а через неделю исполнялось 60 лет Вячеславу Алексеевичу Платонову.
Каждая встреча — это как бы новая страничка в истории их взаимоотношений, это повод вспомнить былое, поговорить о любимых спортивных играх, командах, игроках. И хотя они с рождения жили в одном городе, были знакомы друг с другом более сорока лет и долгое время работали даже в одном спортобществе «Спартак», тем не менее, таких встреч у них было немного. Потому что большой спорт — когда оба были действующими игроками, и когда оба стали тренерами, — диктовал свои условия, строго ограничивал их контакты и по времени, и по расстояниям.
Фанатик баскетбола Владимир Кондрашин сам играл за «Спартак», потом стал его тренером, пригласив в команду своих возмужавших учеников из детско-юношеской спортивной школы, с которыми впоследствии серьёзно соперничал с московским ЦСКА во всесоюзном чемпионате, а в 1975 году отобрал у армейцев титул сильнейшего клуба страны. В 1970-м он был поставлен во главе национальной сборной, с которой первым из отечественных тренеров добыл олимпийское «золото» (помните, Мюнхен, 1972 год, драматические 3 секунды), подкрепив его вскоре высшей наградой мирового первенства.
Фанатик волейбола Вячеслав Платонов с юниоров выступал за ленинградский СКА в компании таких маэстро, как Астафьев, Гайковой, Михеев, потом стал тренером «Спартака» (нынешнего «Автомобилиста»). После Игр XXI Олимпиады-1976 Платонова назначили главным тренером сборной СССР, с которой он совершил головокружительное восхождение на волейбольный Олимп, выиграв за 9 лет «всё золото мира», в том числе и на Играх XXII московской Олимпиады-1980.
Помимо разницы в возрасте, нельзя не учитывать и того факта, что оба они много путешествовали по миру, а специалисту волейбола даже удалось поработать за рубежом несколько лет (предоставлялась такая возможность и баскетбольному маэстро, но в силу семейных причин Кондрашин каждый раз отказывался). Естественно, что их пути-дороги, хотя и не так часто, как хотелось бы обоим, пересекались в родном городе, куда одновременно заглядывал и большой баскетбол, и большой волейбол. Вот и эта встреча, состоялась в преддверии Нового года, на старте петербургского тура волейбольного чемпионата России (суперлига «Б») в спортманеже ВИКА им. А.Ф. Можайского (где, кстати, наш «Автомобилист» одержал пять побед из пяти) за несколько дней до баскетбольного мемориала Александра Белова.
Тогда-то я и провёл это блиц-интервью с великими тренерами.
— Не вспомните, когда и где вы впервые увидели друг друга на спортивной площадке?
В.А. Платонов: Не знаю, как Петрович, но я-то наблюдал за ним, начиная с 54-го года, когда ещё сам поигрывал в баскетбол за юношей СКИФа, хотя по большому счёту был влюблён в волейбол. Но по-настоящему я запомнил его великолепную игру в матче с американцами на Зимнем стадионе в 55-м. У Кондрашина в принципе всегда было что-то хитрое, что-то своё, особенное, что делает игрока игроком, любимцем публики. И потом, мне казалось это самым главным, он удачно на площадке передавал свой опыт молодым партнёрам. А личный пример – это лучшая пропаганда любимого вида спорта. Закономерно, что Владимир Петрович стал великим тренером. У него был свой тренерский почерк, он очень любил тех игроков, которых сам приводил в баскетбол и сам воспитывал. Одно имя великого Александра Белова чего стоит! Я общался со многими его оппонентами по тренерскому цеху, и все они в один голос оценивали потрясающее умение Кондрашина поставить оборону, его потрясающий нюх во время ведения игры.
В.П. Кондрашин: Впервые я увидел Платонова на площадке в году 57-м в составе знаменитой команды СКА. Нам, маленьким (а он всего-то сантиметров на пять повыше меня), очень импонировала его игра, и особенно его прыгучесть. Честно говоря, уже тогда видно было, какая у него умная, светлая голова, как он замечательно чувствует и ведёт игру. Все эти качества позволили ему затем стать великим тренером.
— Несмотря на разницу в возрасте, можете ли вы называться друзьями?
В.А. Платонов: Я могу сказать только одно: если есть такое выражение, то мы являемся друзьями по духу. Во-первых, мы никогда не ссорились, во-вторых, никогда друг другу дорогу не перебегали, в-третьих, я его безмерно уважаю. Как раз эти качества, на мой взгляд, в дружбе и требуются. Если Владимир Петрович меня считает своим другом, я буду польщён.
В.П. Кондрашин: Вячеслав Алексеевич очень образованный, начитанный, интересный человек. В компании очень контактный, весёлый. Я бы очень хотел, чтобы Платонов считал меня своим другом. Но так заявлять, наверное, не скромно с моей стороны.
— Что бы вы хотели пожелать друг другу в канун юбилеев?
В.А. Платонов: Оставаться таким же Кондрашиным, каким он был в 55-м году.
В.П. Кондрашин: В первую очередь, здоровья. И раз он продолжает работать, чтоб Господь Бог ему помогал, и удача от него не отворачивалась.
Анатолий РОГАТКИН, главный редактор газеты «Пенальти»